Художественное мышление барокко

бароккоС точки зрения XIX столетия в XVIII веке музыкально-театрального произведения как такового не существовало (за исключением опер Глюка и Моцарта). Были бесконечные переделки, нескончаемые варианты. Не было ничего в материале музыкального произведения, что не было бы достойно малых и больших изменений.

Не было и таких пьес, которые нельзя было бы основательно обработать: И. С. Бах обрабатывал для клавира и органа оркестровые произведения  Вивальди, Моцарт переинструментовывал  оперы и оратории Генделя и (между прочим, для духовых инструментов) свою оперу Похищение из сераля. Оперное произведение, как и любое другое, не есть нечто раз навсегда завершенное, но — вариант некоей общей идеи, которую не только можно, но и должно варьировать. Иначе она мертва!
В этом с особой силой проявляется рожденный эстетикой барокко принцип единства в многообразии,  осуществлявшийся буквально на всех уровнях творческого процесса,  в методологии и психологии творчества, на всех уровнях музыкальной структуры и, в сущности, далеко за пределами стиля барокко. Типичнейшим случаем его крупномасштабного проявления можно считать многократное использование композиторами одного и того же сюжета и даже либретто. Известны, например, более ста опер различных авторов на либретто Артаксеркс Метастазио. Известно и то, что Хассе написал на отдельные либретто Метастазио по две оперы. Ценилась не записанная музыкальная мысль, а звучащая. Такое понимание и восприятие музыки еще дышало традицией изустности, непосредственности, импровизационное, сиюминутности творческого процесса, неразрывно связанного с исполнительством (композитор — он же исполнитель в XVIII столетии), что в корне отлично от стремления увековечить музыкальную мысль, которое стало формироваться во второй половине XVIII века.
Иначе говоря, художественная идея и средства ее воплощения (либретто, жанровая схема, деление оперы на три или более актов, форма da capo, двучлен речитатив — ария, тематизм, семантика интонационных, ритмических, фактурных, тембровых формул) имеют право на вариантность. Именно метод вариантности лежит в основе многообразных и переменных форм общего движения, обобщенной внеиндивидуальной интонации. Этот метод действует как важный эстетический фактор.
И это понятно. Художественное мышление барокко и классицизма, с высокой степенью его рационалистичности, упорядоченности, с его особым интересом к античным идеалам прекрасного, придает особое значение наиболее устойчивым ценностям художественного творчества — морально-этическим, нравственным, выступающим как вечная тема в обобщающей форме аллегории: будь то риторическая фигура, теория аффектов, пролог к опере или всеобщие идеалы Природы, Правды, Простоты. Непосредственно вытекающий отсюда метод типизации средств обеспечил условия возникновения пародии.

Голосуй звездами за статью!

ПлохоТак себеНормальноХорошоОтлично! (Еще никто не голосовал)
Загрузка...


Оставь свой комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.