На окраине столицы, недалеко от окружной дороги, в зелени бывших садов, находится новая школа. Чем она необычна? Своей особой творческой атмосферой, мольбертами в рекреациях и картинами на стенах. Это общеобразовательная школа № 1188 с углубленным изучением изобразительного искусства Северо-Восточного учебного округа.
Нашему учебному заведению всего четыре года. Его можно считать уникальным в системе Министерства образования, потому что создателям удалось органически связать общеобразовательные дисциплины с чисто художественными. В школе идет постоянный творческий поиск по созданию и усовершенствованию учебных программ, пособий. Здесь дети получают среднее образование и знакомятся с основами изобразительной грамоты. Они изучают живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, историю мировой культуры в объеме программ детских художественных школ.
Идея организации школы принадлежит Фаине Петровне Кузьминой (1932—1993), замечательному педагогу и человеку. Она не только определила основные направления деятельности школы, но и дала начало многим традициям, считая, что для гармоничного развития ученикам необходимо изучение искусства, что их надо знакомить с техникой народных промыслов: лепкой, росписью по дереву, вышивкой, ткачеством.
Интерес к истокам русского народного искусства позволил организовать еще в старом помещении школы музей. Ребята стали активными помощниками — во время каникул в деревнях у бабушек и дедушек выпрашивали или чугунок, или вышитое полотенце, кто-то привозил старинный утюг, а кто-то — позеленевший самовар, который потом дружно чистили. Постепенно коллекция росла и превратилась в настоящий музей, фонд которого насчитывает более полутора тысячи предметов.
Кстати, с недавних пор в школе открылись курсы по торговле опционами на форекс, ученики старших классов с радостью узнают тонкости торговли на бирже и учатся работать на демо счетах.
В 1991 году удалось получить новое здание, и с этого момента началась самостоятельная история школы с углубленным изучением изобразительного искусства.
Школа имеет 11-летний курс обучения, который традиционно делится на начальную школу (1—4-й классы), среднюю (5—9-й классы) и старшую (10— 11-й классы). Ежегодно у нас формируется лишь один первый класс из детей 6—7-летнего возраста, склонных к рисованию. Эти ребята проходят обучение в объеме начальной школы. В среднюю школу набирается уже два 5-х класса, куда учащиеся зачисляются по результатам вступительных экзаменов по рисунку и живописи.
В средней и старшей школе происходит специализация в обучении изобразительному искусству. У нас работают два отделения: академического изобразительного искусства, где учащиеся осваивают основы рисунка, живописи, композиции; декоративно прикладного искусства с изучением керамики, скульптуры, декоративной композиции.
Распределение по отделениям проводится с учетом желаний и интересов детей. Занятия по изобразительным дисциплинам ведутся преподавателями в подгруппах из 10—12 человек. Кроме уроков, предусмотренных учебными планами, проводятся факультативные занятия и консультации, которые помогают детям в выполнении домашних и творческих работ.
Структура школы предусматривает организацию дошкольных подготовительных групп, где выявляются и развиваются творческие способности детей дошкольного возраста.
Обучение в начальной школе проводится по оригинальной программе, которая носит общеразвивающий характер. Дети приобщаются к миру искусства, познают различные виды художественной деятельности. Они рисуют тушью, акварелью, гуашью, пастелью, лепят из глины, создают аппликации, монотипии. На занятиях приобретают навыки, необходимые для дальнейшего академического обучения, первые шаги в котором делают уже в начале 4-го класса. Ребята получают начальные представления о рисунке и акварельной живописи с натуры.
Преподавание художественных дисциплин в 5—11-м классах ведется по программе, составленной Академией художеств для детских художественных школ, творчески переработанной и расширенной коллективом наших художников-педагогов.
Рисунок является основой для всех видов изобразительной деятельности. Этот предмет начинается с 5-го класса и ведется в традициях русской академической школы по методике Кардовского и Чистякова. Дети получают знания о перспективе, светотени, тоне. В теплые осенние и весенние дни они занимаются рисунком на пленэре, выполняя зарисовки деревьев, цветов, животных.
Программа по живописи, разработанная завучем школы, художником Алексеем Николаевичем Тимошенко, составлена также в традициях реалистического искусства. Ее отличительная особенность состоит в последовательном переходе от акварельной живописи к масляной через освоение гуаши.
В 5-м классе дети учатся акварельной технике, пробуют писать форму предметов и брать цвет в тоне. Все обучение направлено на овладение тоновой живописью. Завершается учебный год натюрмортом, решенным в тоне и пространстве.
Этих знаний вполне достаточно, чтобы в 6-м классе перейти к живописи гуашью, обучение которой делится на два этапа. Первоначально перед детьми ставится задача овладения техникой плоскостной декоративной гуаши, где предметы решаются в 2—3 колера. Этот период обучения посвящен составлению гармоничных цветовых отношений. Следующий шаг — написание обычного натюрморта с использованием техники наложения цвета, применяемой в живописи масляными красками. Таким способом выполняются и натюрморты, и сложные постановки.
С первой половины 7-го класса переходим к изучению приемов масляной живописи. Задачи последовательно усложняются: от этюдов фруктов и драпировок до натюрморта в 8-м. Девятый год обучения отдан портрету, в 10-м работаем над полуфигурой, фигурой в национальных костюмах, в интерьере. Выпускной класс изображает обнаженную модель.
Необходимо отметить, что указанные временные рамки условны, так как преподаватели придерживаются строго индивидуального подхода с учетом особенностей каждого ребенка. В течение всего периода изучения масляной живописи ученики продолжают дополнительно работать акварелью и гуашью.
Особое место в программе отведено пейзажу. Начиная с 7-го класса в мае и сентябре проводятся уроки пейзажной живописи на природе. В начале лета старшеклассники проходят пленэрную практику в Москве и ближнем Подмосковье.
С самых первых занятий ребята получают начальные сведения о композиции. Накопленный в школе опыт позволил предложить новую концепцию программы этого предмета. В этом году проводилась ее экспериментальная проверка.
У нас преподают молодые художники, выпускники московских вузов: педагогического университета, художественного института имени В.Сурикова, художественно-промышленного института имени Строганова, архитектурного и текстильного институтов, многие из которых активно занимаются творчеством, являются участниками художественных выставок в ЦДХ, галереях и залах столицы.
В школе открыт замечательный театр, где все сделано руками детей, начиная от занавеса и декораций, заканчивая мелочами театрального реквизита. Здесь ребята широко используют свои знания, полученные на уроках истории искусства. Руководит театром учитель Е.И.Журавлева, увлеченный человек с театральным образованием. Она сама пишет сценарии для спектаклей, стихи и песни.
Воспитанники школы принимают участие в выставках детского творчества. Их работы получают высокую оценку специалистов. Летом этого года была развернута экспозиция работ учащихся в Центральном Доме художника. Большую помощь в организации выставок и существовании самой школы оказывают местные власти — муниципалитет Северо-Восточного округа Москвы.
Средняя общеобразовательная школа № 1188 с углубленным изучением изобразительного искусства ждет своих меценатов и гостей — художников-педагогов, желающих ознакомиться с нашей системой преподавания.