Кричащих заголовков “мода возвращается!” – на пышные формы и строгих мужчин, загар и бороды, вязаную одежду и виниловые пластинки – хоть отбавляй, на различных сайтах по новостям моды. Нет только внятного объяснения, почему это происходит.
Впрочем, объяснение лежит на поверхности. Мода неразрывно связана с человеческой цивилизацией, создающейся усилиями миллиардов людей. Которые, несмотря на всю их разумность, остаются живыми существами. А, значит, подвластными циклическим ритмам: смены времени суток, смены времен года, смены фаз Луны… Бывают циклы короткопериодические и долгопериодические, по-разному воздействующие на физиологию человека. А его физиологическое состояние формирует и психологическое состояние. Это значит, что циклическим изменениям подвержен и взгляд человека на окружающий его мир. Одним из граней этого взгляда и является мода.
Косвенно цикличность моды подтверждается любопытными совпадениями, которые вряд ли можно назвать случайными. Сравните, например, стиль милитари 1940-х и строгие костюмы 1970-х. Тенденцию в прическе и макияже, которую ярко выразили Мэрилин Монро (1950-е) и Мадонна (1980-е). Виниловый бум в 70-80-е – и возвращение к нему в начале 2010-х как альтернатива выхолощенному и убитому “цифрой” звуку…
Итак, цикличность моды составляет приблизительно 30 лет. Скорее всего, здесь дело в процессе смены поколений. Обычно считают, что новое поколение сменяет старое каждые 20 лет. Но ведь молодым еще нужно занять свое место в жизни, самоутвердиться. При этом происходит парадоксальный процесс: старое поначалу безоговорочно отрицается, а потом самые знаковые элементы старшего поколения (одежда, прически, фильмы, автомобили и т. д.) заимствуются и творчески перерабатываются. Так сохраняются корни прошлого, с которым связана молодежь, – и рождается новый всплеск ретро-моды как ностальгия по “добрым старым временам” мам и пап.