Скажите: разве у вас вид готического собора не рождает где-то там, внутри, торжественные аккорды мессы Баха? Разве вам не кажется, что из распахнутых окон богатого особняка эпохи классицизма льется легкая и светлая симфония Моцарта? И разве не доносится откуда-то от самых корней небоскребов Манхэттена серебряный голос трубы, напевающей Summertime?
Если это так – знайте: вы чувствуете гармонию, объединяющую самое лучшее из созданного человеческим гением.
Великий архитектор XX века Ле Корбюзье недаром называл архитектуру и музыку родными сестрами, поскольку они обе создают пространственные и временные пропорции. А само высказывание об архитектуре как застывшей музыке, как считается, принадлежит выдающемуся немецкому теоретику искусства Фридриху Шеллингу.
В чем заключается музыкальная гармония? В том, что мелодия чередует во времени звуки, различные по высоте и продолжительности. А в чем заключается гармония архитектурная? В том, что архитектор берет различные формы и упорядочивает их в пространстве, посмотрите, как вам архитектура современного города? Ведь бывают такие здания что даже сложно вообразить, как их строить.
Тщательный анализ архитектурного и музыкального произведений приводит к выводу: в обоих случаях, сознательно или неосознанно, использовано правило золотого сечения. Собственно, неосознанное его использование принято считать до знаменитого “Витрувианского человека” Леонардо да Винчи; начиная с него, многие творцы сознательно закладывают в свои произведения золотое сечение. Оно присутствует и в пирамиде Хеопса, и в “Сикстинской мадонне” Рафаэля, и в “Героической симфонии” Бетховена, и в “Броненосце “Потемкин” Эйзенштейна.
Гармония ощущается нами еще и потому, что человек – доказано – создан Природой на основе золотого сечения. По-видимому, это общий закон созидания для всей Вселенной. Вот почему в подсознании неразрывно связаны архитектура и музыка – они лишь эталон для приведения человека в состояние вселенской гармонии.
https://youtu.be/6vwJimDnfVA