Общение – не только выдача информации во внешний мир другим людям, это и восприятие информации от окружающих. Не всегда процесс слушания является эффективным. Нам могут мешать различные факторы – неумение сосредотачиваться, плохо развитые коммуникативные навыки, всевозможные барьеры общения.
Как эффективнее услышать собеседника?
1. Изучение собственных особенностей. Как слушает человек партнера по общению? Каковы позитивы и негативы во время процесса его слушания? Какие привычки общения? Встречаются ли ошибки и непонимания? Что может мешать во время восприятия информации от собеседника? Знание собственных особенностей в этом направлении будет первым шагом к положительным изменениям в эффективности общения.
2. Ответственность в общении. Общение – процесс взаимообмена мыслями двух людей. Один – выдает информацию, другой – воспринимает, причем роли попеременно меняются. Важна обратная связь: если воспринимающий (слушатель) не понимает предмета разговора, он должен обязательно дать это понять. Только такой взаимообмен будет способствовать улучшению коммуникации.
3. Физическое внимание. Лицо должно быть направлено на говорящего, а не в любую другую сторону. Важен и визуальный контакт с собеседником. Жесты и поза также должны свидетельствовать о внимательном слушании: комфортное расстояние между собеседниками, удобность как в положении сидя, так и при общении стоя.
4. Сосредоточение на словах собеседника. Здесь важна осознанная концентрация внимания – оно отвлекается через каждые несколько минут. Нужно обязательно исключить отвлекающие посторонние факторы. Мысли слушающего не должны «блуждать», необходимо точно улавливать содержание общения.
5. Важен не только смысл слов, но и сопровождающие их чувства. Именно эмоциональная составляющая общения будет указывать точный смысл слов – подтверждать их или опровергать.
6. Невербальные сигналы. Язык общения на невербальном уровне также дает необходимую информацию для тех, кто ее воспринимает. Нужно внимательно следить за этим дополнением к словам. Выражение лица, характеристика взгляда, движения рук и тела, темп речи и тональность голоса – все это усиливает содержание коммуникации или изменяет ее смысл.
7. Благоприятная установка относительно собеседника. Атмосфера общения обязана быть позитивной. Это способствует беспрепятственной коммуникации и эффективному обмену мыслями.
8. Умение слушать себя. Человек, способный это делать, эффективнее в общении с другими. Понимание себя будет содействовать более результативному высказыванию и восприятию мыслей.
Описанные особенности слушания помогут адекватно воспринимать высказывания собеседника и повысят эффективность процесса общения.