Современное строительство буквально немыслимо без подъёмных кранов. Они помогают переносить тяжести такой массы, которую не смогли бы перемещать и десятки человек, они могут поднимать громадные объекты на огромную высоту. Однако любой учебник истории рассказывает о том, что тяжести нужно было переносить и в глубокой древности – вспомним легендарные пирамиды Гизы или пирамиды индейцев Майя. Когда именно люди придумали производство кранов?
Оказывается, первые краны были сконструированы ещё в первом столетии до нашей эры. Причём это были не самые банальные модели, а даже наоборот: они были поворотными, то есть позволяли не просто поднимать грузы, но и перемещать их в горизонтальной плоскости. Параллельно с ними существовали и примитивные модели – этакие краны-рычаги, смастерённые из скреплённых палок или каменных шестов.
Модель подъёмного крана, подобного современным конструкциям, появилась в четырнадцатом веке, а если конкретнее – в 1330 году. Он также был поворотным, но, в отличие от первых машин, уже имел колёса. Спустя два века в Кёльне работал полноценный кран, причём он имел более чем приличную высоту – целых 15 метров, что сравнимо с пятиэтажным домом. Однако вплоть до девятнадцатого века подъёмные краны оставались вспомогательными механизмами. Полноценную жизнь им дала только научно-техническая (читай – промышленная) революция.
После долгих столетий человечество пришло к выводу о нецелесообразности ручного труда, особенно если он несёт непоправимый ущерб безопасности и здоровью (согласитесь, не так уж просто перемещать многотонные плиты). Так что со временем машинный труд всё-таки заменил труд человеческий. Для того, чтобы поднимать грузы на высоту многоэтажных домов, люди начали использовать стационарные поворотные краны, а в начале прошлого века были изобретены механизмы, способные передавать груз по всей площади строительства. Первый такой кран в России появился ещё до революции – в 1914 году. Не сказать, впрочем, что эта модель была удобной: кран был очень неповоротлив, не имел колёс, грузы он мог переносить не такие уж и значительные, а для того чтобы транспортировать его, нужно было сначала его разобрать, что также требовало существенных усилий.
Впрочем, время шло, прогресс летел вперёд, и уже полвека спустя человечеству было известно около двухсот моделей кранов разной грузоподъёмности и комплектации. Сегодня купить грузовой подъемник может любой желающий – лишь бы средства позволяли.